Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Арбитражные суды. Понятие, система и устройство арбитражных судов в России Куда вошел арбитражный суд

Арбитражные суды России – это сравнительно новая система судов, существующая около десяти лет и заменившая собой систему органов государственного и ведомственного арбитража страны.

Арбитражный суд впервые был создан в соответствии с Законом РСФсР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». В настоящее время арбитражный суд – это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Система арбитражных судов состоит из трех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. арбитражные суды субъектов РФ.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споров между предпринимателями и государством (административные споры). Все три АПК, принятые в 1992, 1995 и 2002 гг., предусматривают административное судопроизводство, в котором осуществляется судебный контроль за деятельностью государственных органов. Своей деятельностью арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию – содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономики.

Решаемые арбитражными судами задачи обеспечиваются путем реализации основных, общих для всех судов принципов правосудия: законности, независимости судей, равенства перед законом и судом, права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судебного разбирательства.

Особенности арбитражного судопроизводства:

– большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности;

– область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве;

– принцип арбитрирования при рассмотрении дел в арбитражных судах предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.

В силу диспозитивности арбитражного судопроизводства по соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение иных арбитражных органов (третейский суд, международный коммерческий арбитраж).


Роль арбитражного суда подчеркивается обязательностью принятых им судебных актов. Вступившие в силу решения, определения и постановления арбитражного суда обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории России. Неисполнение судебных актов арбитражных судов влечет ответственность согласно действующему законодательству.

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. ВАС осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия ВАС РФ включают вопросы, непосредственно связанные с осуществлением правосудия и с обеспечением организации деятельности системы арбитражных судов страны. В сфере правосудия ВАС РФ:

– рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

– разрешает экономические споры между РФ и ее субъектами, а также между субъектами РФ;

– рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, решения по которым, принятые арбитражными судами любого уровня, вошли в законную силу;

– изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законодательства, регулирующего отношения в экономической сфере, и дает разъяснения в целях обеспечения единства судебной практики. Реализуя возложенную на него функцию по созданию условий деятельности арбитражных судов, ВАС принимает меры по кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; разрабатывает предложения по совершенствованию законов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России.

ВАС действует в составе: Пленума ВАС, Президиума, Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений.

Пленум ВАС решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов:

– рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

– решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и об обращении в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности законов;

– утверждает по представлению Председателя членов судебных коллегий и председателей судебных составов ВАС, а по представлению председателей федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ – судей, входящих в состав президиумов соответствующих судов.

В полномочия Пленума ВАС не входит рассмотрение конкретных арбитражных дел. Эту функцию выполняет Президиум ВАС РФ.

Основная обязанность судебных коллегий ВАС – рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализ судебной статистики, осуществление иных полномочий, предусмотренных регламентом арбитражных судов.

При ВАС создан Совет председателей арбитражных судов, который является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов.

Информация об арбитражных судах Суд по интеллектуальным правам --- Арбитражные суды округов -- АС Волго-Вятского округа АС Восточно-Сибирского округа АС Дальневосточного округа АС Западно-Сибирского округа АС Московского округа АС Поволжского округа АС Северо-Западного округа АС Северо-Кавказского округа АС Уральского округа АС Центрального округа --- Арбитражные апелляционные суды -- 1-й ААС 2-й ААС 3-й ААС 4-й ААС 5-й ААС 6-й ААС 7-й ААС 8-й ААС 9-й ААС 10-й ААС 11-й ААС 12-й ААС 13-й ААС 14-й ААС 15-й ААС 16-й ААС 17-й ААС 18-й ААС 19-й ААС 20-й ААС 21-й ААС --- Арбитражные суды субъектов федерации -- АС ПСП АC Пермского края в г. Кудымкар АС ПСП АС Архангельской обл. в Ненецком АО АС Республики Крым АС города Севастополя АС Республики Адыгея АС Республики Алтай АС Алтайского края АС Амурской области АС Архангельской области АС Астраханской области АС Республики Башкортостан АС Белгородской области АС Брянской области АС Республики Бурятия АС Владимирской области АС Волгоградской области АС Вологодской области АС Воронежской области АС Республики Дагестан АС Еврейской автономной области АС Забайкальского края АС Ивановской области АС Республики Ингушетия АС Иркутской области АС Кабардино-Балкарской Республики АС Калининградской области АС Республики Калмыкия АС Калужской области АС Камчатского края АС Карачаево-Черкесской Республики АС Республики Карелия АС Кемеровской области АС Кировской области АС Республики Коми АС Костромской области АС Краснодарского края АС Красноярского края АС Курганской области АС Курской области АС Липецкой области АС Магаданской области АС Республики Марий Эл АС Республики Мордовия АС города Москвы АС Московской области АС Мурманской области АС Нижегородской области АС Новгородской области АС Новосибирской области АС Омской области АС Оренбургской области АС Орловской области АС Пензенской области АС Пермского края АС Приморского края АС Псковской области АС Ростовской области АС Рязанской области АС Самарской области АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области АС Саратовской области АС Сахалинской области АС Свердловской области АС Республики Северная Осетия-Алания АС Смоленской области АС Ставропольского края АС Тамбовской области АС Республики Татарстан АС Тверской области АС Томской области АС Тульской области АС Республики Тыва АС Тюменской области АС Удмуртской Республики АС Ульяновской области АС Хабаровского края АС Республики Хакасия АС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры АС Челябинской области АС Чеченской Республики АС Чувашской Республики - Чувашии АС Чукотского автономного округа АС Республики Саха (Якутия) АС Ямало-Ненецкого автономного округа АС Ярославской области


В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Вопрос 230. Арбитражные суды в Российской Федерации. Система, полномочия

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ (ст. 1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах»).

В соответствии с Конституцией РФ законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации (ст. 2 ФКЗ об арбитражных судах). Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ о судебной системе, ФКЗ об арбитражных судах и другими федеральными конституционными законами.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют (ст. 3 ФКЗ об арбитражных судах):

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

Арбитражные апелляционные суды;

Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;

Специализированные арбитражные суды.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются (ст. 5 ФКЗ об арбитражных судах):

Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 10 ФКЗ об арбитражных судах):

1) рассматривает в пределах своей компетенции, определенной федеральным законом, дела в качестве суда первой инстанции;

2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

9.1) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, ФКЗ об арбитражных судах и другими федеральными конституционными законами.

Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд округа (ст. 26 ФКЗ об арбитражных судах):

1) проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено ФКЗ об арбитражных судах;

3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

6) анализирует судебную статистику;

7) рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Арбитражный апелляционный суд (ст. 33.3 ФКЗ об арбитражных судах):

1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

3) обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

4) изучает и обобщает судебную практику;

5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6) анализирует судебную статистику.

Арбитражный суд субъекта РФ (ст. 36 ФКЗ об арбитражных судах):

1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

7) анализирует судебную статистику.

Вопрос 19. Общее собрание (конференция) адвокатов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации: полномочия, порядок проведения. Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов. В случае, если численность адвокатской

Вопрос 20. Квалификационные комиссии адвокатских палат субъектов Российской Федерации и их полномочия. Квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на

Вопрос 421. Понятие налога и сбора, общие условия их установления, система налогов и сборов в Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на

3.2. Арбитражные суды 3.2.1. Дела арбитражных судов Арбитражное процессуальное законодательство указывает, что заинтересованные лица обращаются в арбитражный суд следующим образом:в виде искового заявления – по экономическим спорам и иным делам, возникающим из

Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам 1. Вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти

43. Арбитражные суды субъектов РФ Основным звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды, действующие на территории субъектов Российской Федерации – в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах и в городах

44. Федеральные арбитражные суды округов Федеральные арбитражные суды округов являются вторым звеном системы арбитражных судов. Они осуществляют деятельность по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации,

Арбитражные суды Арбитражные суды - это суды специальной компетенции, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и рассмотрения споров к области управления.Истцы и ответчики в арбитражных судах - предприятия, учреждения,

Статья 333.22. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды 1. По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:1) при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно

Статья 333.37. Льготы при обращении в арбитражные суды 1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных

Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам Комментируемая статья регулирует вопросы подсудности дел по пересмотру судебных актов, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам. Решение

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации 1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной

Статья 17. Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации 1. Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам 1. Вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти

Арбитражные суды в РФ: назначение, состав и структура.

Судами специальной юрисдикции называются арбитражные суды – федеральные суды, которые осуществляют правосудие при помощи разрешения споров экономического характера и иных дел, которые относятся к их компетенции. Основными задачами судопроизводства в данном суде считаются:

· содействие предупреждению правонарушений и укреплению законности и в области экономической или предпринимательской деятельности;

· защита оспариваемых прав или нарушенных интересов предприятий, граждан, организаций и учреждений в области экономической или предпринимательской деятельности.

Согласно существующему Арбитражному процессуальному кодексу РФ данным судам подсудны дела экономического характера, которые формируются из административных, гражданских или других правоотношений между:

· субъектами РФ;

· Российской Федерацией и субъектами РФ;

· Гражданами и юридическими лицами, которые реализуют предпринимательскую деятельность без формирования юридического лица, а также имеющими статус так называемого индивидуального предпринимателя, который был приобретён, согласно действующему законодательству.

Такие арбитражные суды формируют централизованную систему, которая состоит из:

· Арбитражных судов субъектов РФ;

· Арбитражных федеральных судов округов;

· Высшего Арбитражного Суда РФ.

Последний из перечисленных действует в таком составе:

· судебная коллегия по практическому рассмотрению споров, которые возникают из административных отношений;

· судебная коллегия по практическому рассмотрению споров, которые формируются из гражданских, а также других правоотношений;

· Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

· Пленума Высшего Арбитражного Суда.

Упомянутый выше Пленум формируют все судьи, которые входят в состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В процессе выполнения собственных полномочий Пленумом:

· Рассматриваются материалы обобщения и изучения практики применения законов, а также других нормативных актов АС и даёт практические разъяснения по различным вопросам судебной практики.

· Фактически решает вопрос о выступлении с инициативой об обращении в КС РФ с запросами о практической проверке конституционности законов, а также других правовых договоров и актов.

· Принимает различные законные меры для организации работы арбитражных судов.

В Президиум ВАС РФ входят председатели судебных составов ВАС РФ и Председателя ВАС РФ с его заместителями.

Данным Президиумом рассматриваются:

· определённые запросы судебной практики, информируя о вынесенных результатах данных рассмотрений АС РФ;

· дела в порядке надзора по существующим протестам на вступившие в законную силу правовые судебные акты арбитражных судов.

Судебные коллегии формируются из числа судей ВАС РФ и утверждаются только Пленумом ВАС РФ. В практические полномочия данных коллегий входит:

· рассмотрение дел, которые относятся законом к компетенции ВАС РФ в первой инстанции;

· обобщение и изучение судебной практики, а также анализ судебной статистики;

· разработка предложения по развитию законов, а также других нормативных актов.

Помимо вышеперечисленных органов при ВАС РФ также действует Совет председателей АС в фактическом составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, а также председателей АС Российской Федерации. Данный совет выступает в роли совещательного органа, который рассматривает вопросы финансовой, кадровой и организационной деятельности АС.

Данные федеральные АС округов выступают судами по практической проверке в кассационной инстанции законности решений АС субъектов РФ, которые были приняты ими в апелляционной и первой инстанции.

Федеральный АС обладает следующими полномочиями:

· анализ судебной статистики;

· обращение в Конституционный Суд с фактическим запросом об определённой проверке конституционности закона;

· пересмотр по вновь открывшимся различным обстоятельствам, принятых им и уже на данный момент, вступивших в силу актов;

· полная проверка в кассационной инстанции фактической законности судебных актов по разным делам, которые были рассмотрены арбитражным судом субъектов РФ в апелляционной и первой инстанции;

· подготовка предложений по развитию законов, а также других правовых нормативных актов;

· обобщение, а также изучение судебной практики.

АС субъектов Российской Федерации представляют собой основное звено так называемой системы АС. Они осуществляют деятельность в автономных округах, автономных областях, городах федерального значения, областях и краях, а также республиках РФ. В практическую компетенцию данных АС входит:

· обращение в КС РФ с собственным запросом о фактической конституционности определённого закона, который подлежит применению или применён в деле.

· Так называемое повторное рассмотрение дела (апелляция);

· Рассмотрение тех дел, которые подсудны АС по первой инстанции.

Рассматриваемый нами АС РФ включает в себя Президиум, а также две судебные коллегии:

1.коллегии по рассмотрению споров, которые формируются в результате административных правоотношений;

2.коллегии по рассмотрению тех споров, которые возникают из гражданских и других правоотношений.

Этими коллегиями рассматриваются все дела в первой инстанции, которые относятся к юрисдикции этих арбитражных судов.

Президиум по фактическому представлению Председателя АС должен утверждать членов коллегий, а также рассматривать вопросы существующей судебной практики и организации судебной работы.

Организационная работа в АС в первую очередь возлагается на заместителей председателя и его самого. Данные заместители Председателя АС возглавляют и организуют работу судебных коллегий, реализуют руководство деятельности аппарата (его структурных подразделений) АС.

АС каждого из уровней действует, согласно правовым актам, ФКЗ РФ «Об АС в РФ» и Конституции РФ.

Высший арбитражный суд Российской Федерации (ВАС РФ) (упразднен 06.08.2014 с передачей функций Верховному Суду Российской Федерации) - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Осуществлял в предусмотренных законодательством процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и давал разъяснения по вопросам судебной практики.

ВАС РФ рассматривал в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к его подсудности (дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ и некоторые иные), а также обеспечивал единое толкование и применения законодательства всеми арбитражными судами путем обобщения судебной практики (в форме обзоров судебной практики, информационных писем по отдельным вопросам).

Так, по вопросу применения к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров судьи посчитали, что банк не должен устанавливать мораторий на досрочное погашение кредитов и вводить штрафные санкции, взимать с заемщиков комиссию за открытие и ведение ссудного счета; относительно подсудности споров с гражданами-заемщиками ВАС РФ высказывал мнение, что банки не вправе включать в кредитные договоры положения о том, что споры с гражданами рассматриваются в суде по месту нахождения банка, а в случае включения такого положения в кредитный договор оно считается ничтожным.

ВАС РФ действовал в составе:

Пленум ВАС РФ (решал важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, в том числе рассматривал материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и давал разъяснения по вопросам судебной практики, решал вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке соответствия законов, иных нормативных актов Конституции России);

Президиум ВАС РФ (рассматривал в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики);

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Официальный сайт ВАС РФ , который и сейчас предлагает много полезной для участников споров информации, в том числе:

Обобщения судебной практики, иные документы ВАС РФ, а также проекты таких документов, что позволяет не только выяснить позицию ВАС РФ по тому или иному вопросу, но и определить тенденции арбитражной практики;

Сервисы для помощи участникам споров: информация об арбитражных судах; требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд; порядок представления документов в суд и обжалования судебных актов и т.д.;

- «картотека арбитражных дел », позволяющая отследить ход конкретных дел (как находящихся в производстве, так и уже разрешенных арбитражными судами), найти принятые по делу судебные акты и получить информацию о датах судебных заседаний. На сегодняшний день в картотеке содержится информация приблизительно по 7 млн дел;

- «система «Мой Арбитр» » дает возможность участникам дел в режиме онлайн совершать ряд процессуальных действий (например, подавать исковые заявления, отзывы на исковые заявления и встречные иски, жалобы на состоявшиеся судебные акты, ходатайства о назначении экспертизы, приобщении документов).

© 2024 Свой бизнес