Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Функции президента рф по конституции таблица. Основные функции и полномочия президента российской федерации. Кадровые полномочия Президента во взаимоотношениях с Г о суда р ственной Думой и Советом Федерации

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

СКРЫТЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Аннотация. В статье в результате анализа доктринальных источников и изменений законодательства в сфере полномочий Президента России выявлены такие тенденции, как: расширение полномочий посредством законодательства и подзаконных актов, институционализация скрытых полномочий. Выявлены причины расширения скрытых полномочий и обозначены риски этого правового явления. Сделан вывод о несоответствии распространяющегося «режима ручного управления» в механизме реализации конституционных полномочий Президента России содержательной сути конституционной модели института президента. Предложены возможные пути разрешения сложившейся практики. Ключевые слова: Конституция, Президент Российской Федерации, скрытые полномочия, фактический и юридический источник скрытых полномочий, тенденции «правовой судьбы» скрытых полномочий Президента России.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.46.6.015-023

Professor, Doctor of Law, Acting Head of Department of Constitutional and

of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

[email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

HIDDEN POWERS OF THE PRESIDENT OF RUSSIA: ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

Abstract. In the article, as a result of the analysis of doctrinal sources an-dChanges in legislation in the sphere of powers of the President of Russia, The following tendencies are revealed: expansion of powers throughlegisla-tion and by-laws; on the institutionalization of hiddenauthority The reasons for the expansion of hidden powers andthe risks of this legal phenomenon are identified. A conclusion is drawn about non-compliance»manual mode» in the mechanismrealization of the constitutional powers of the President of Russiathe content of the constitutional model of the president"s institution. Possible ways of resolving the established practice are suggested. Keywords: Constitution, President of the Russian Federation, hiddenpow-ers, actual and legal source of hidden powers, tendencies of the «legal fate» of the hidden powers of the President of Russia.

Валентина

Викторовна

КОМАРОВА,

профессор, доктор юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L--S имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Правовая природа Конституции Российской Федерации, которая выступает важнейшим политическим актом, определяющим соотношение интересов и взглядов ведущих социально-политических сил на момент ее принятия, устанавливает основополагающие цели, принципы и ценности, вектор развития общества и государства, основы правового положения личности, социально-экономической и политической организации общества, государственно-территориального устройства, осуществления публичной власти, предопределяет президентские полномочия.

Конституция Российской Федерации как системообразующий закон государства выполняет важную роль в относительно новом для страны институте президентства: не только по-новому его закрепляет, но и выделяет два подинститута, используя для этого различную методологию изложения конституционного текста: содержательную и функциональную.

О. Е. Кутафин писал, что «основная существенная характеристика статуса Президента РФ заключается в том, что он, являясь главой государства, сочетает в себе два качества: органа государства и высшего должностного лица... Статус Президента РФ проявляется во всех его законодательно определенных функциях, в обобщенной форме сформулированных в ст. 80 Конституции РФ»1. О. Е. Кутафин считал, что «глава государства - это. символ единства нации (народа) и государства»2.

Согласимся, что, если «взять за первооснову содержательную сторону политико-правового явления, тогда конституционно-правовой статус по своему потенциалу и возможностям развития в актах конституционно-правового и отраслевого законодательства является стратегически определяющим, в концентрированном виде вобравшим в себя главные характеристики президентуры. Если исходить из формально-юридических требований, конституционно-правовой институт является более объемным и более детально раскрывающим глубинный потенциал статуса»3.

В современной российской конституционной теории и практике президентские полномочия в их расширительной динамике подвергнуты детальному ана-

1 Кутафин О. Е. Глава государства: монография. М. : Проспект, 2013. 560 с.

2 Кутафин О. Е. Глава государства. М., 2012. С. 7.

3 Малиновский В. А. Президент Республики Казахстан: институт, функции и инструменты власти: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Алматы, 2004. 55 с.

4 Комарова В. В., Магомедов Ш. Б. Глава государства, региона Российской Федерации. М., 1999. С. 15-17.

ШЖ Комвровв В. В.

УНИВЕРСИТЕТА Скрытые полномочия Президента России: |/

имени O.E. Кутафина(МГЮА) Вопросы теории И практики

лизу и классификации. Предложены самые разные основания для выделения видового многообразия.

Олег Емельянович Кутафин выделял полномочия Президента Российской Федерации, связанные с формированием других федеральных органов государственной власти, с обеспечением согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти и законности в их деятельности, с определением основных направлений внутренней и внешней политики государства, с его участием в федеральном законодательном процессе, а также полномочия в области внешней политики, обороны и обеспечения безопасности государства5.

В. Е. Чиркин выделяет полномочия главы государства, основанием для которых можно назвать сферу деятельности:

1) представительство государства внутри страны и на международной арене;

2) формирование органов государства и назначение высших должностных лиц;

3) защита конституционного строя;

4) полномочия, относящиеся к сфере правового статуса личности и защите прав человека и гражданина;

5) координационно-арбитражные полномочия;

6) участие в деятельности законодательной власти;

7) участие в деятельности исполнительной власти;

8) участие в деятельности судебной власти6.

А. Н. Кокотов условно подразделяет полномочия президента на его полномочия как главы государства и как фактического главы исполнительной власти7.

Л. А. Окуньков выделял полномочия президента как гаранта Конституции, в сфере использования президентом согласительных процедур, полномочия президента в области кадровой политики, в области обороны страны и обеспечения ее безопасности, во внешней политике8.

В соответствии с функциями президента выделяют полномочия президента: как гаранта Конституции; как гаранта прав и свобод человека и гражданина; по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; по определению основных направлений внутренней и внешней политики; по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; по представлению Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях; по обеспечению собственной деятельности; по принятию актов9. Исследование функциональной классификации сегодня, наверное, самое глубокое10.

5 Кутафин О. Е. Глава государства: монография. М. : Проспект, 2013. С. 426-489.

6 Чиркин В. Е. Глава государства. М. : Норма: Инфра-М, 2010. 239 с.

7 Кокотов А. Н. Конституционное право России: курс лекций. М. : Проспект: Велби, а 2008. 296 с. Т

8 Окуньков Л. А Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практи- □ ка. М. : Норма, Инфра-М, 1996. С. 36-54. И

9 Колобаева Н. Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации (во- Е просы теории и практики) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 19-22. Н

10 Прокофьев В. Н. Полномочия Президента России как гаранта Конституции: история,

современность, перспективы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпри-

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Полномочия, выделяемые по критерию адресной направленности, раскрывают в своих работах А. М. Осавелюк11, Л. А. Окуньков12 и другие авторы13. Выделяются императивные и диспозитивные, исключительные и ординарные полномочия14.

И практически в каждой из названных выше и не названных, но бытующих в теории конституционного права классификаций авторы оставляют за пределами своих теоретических конструкций некоторые президентские полномочия в виде «иных полномочий Президента Российской Федерации» или прямо указывают на наличие таких, которые не вписываются в предлагаемые классификации.

Названия таких президентских полномочий разные: скрытые полномочия (выявленные Конституционным Судом РФ), «подразумеваемые» (выявляемые в ходе правотворческой деятельности главы государства) полномочия15, названные термины используют как синонимы16; указное право17, поручительное право (Ю. А. Тихиров18), резервные полномочия19.

Но суть, по мнению автора статьи, примерно одинакова, в отличие от «компе-тенционной экспансии» - «очевидного внеконституционного расширения полномочий Президента с превышением пределов компетенции за счет компетенции других институтов. Данное явление имело место на всем протяжении существования российского института президентства, но в три этапа, отличавшиеся воздействием различных факторов, целями, условиями и, что принципиально, способами расширения президентских полномочий: 1991-1993 гг.; 1994-1999 гг.; 2000-2009 гг.»20. Отметим, что процесс институционализации скрытых полномочий продолжается.

нимательство; право и управление. 2017. № 7 (86) ; Петрушкина Ю. Д. Полномочия Президента РФ как главы государства // Законность и правопорядок в современном обществе. 2013. № 15 ; Виноградов О. В. Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. 2008. № 3 (32). С. 221-226.

11 Осавелюк А. М. Конституционное право зарубежных стран. М. : Юнити-Дана, 2012. 575 с.

12 Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М. : Норма, Инфра-М, 1996. С. 36-54.

13 Комарова В. В. Конституционное право: учебное пособие. М. : Директ-Медиа, 2014. 161 с.

14 Щипанов А. В. Полномочия Президента Российской Федерации: варианты классификаций // Российский юридический журнал. 2009. № 6. С. 232-235.

15 О наличии у Президента Российской Федерации скрытых или подразумеваемых полномочий говорят и такие авторы, как М. А. Краснов, Л. М. Рахманов, О. Н. Тарасов, Е. Бондарец.

16 Современные проблемы организации публичной власти: монография / рук. авт. колл. и отв. ред.: д. ю. н., профессор С. А. Авакьян. М. : Юстицинформ, 2014. С. 9.

17 Лучин В. О. Указное право в России. М., 1996.

18 Абаева Е. А. Конституционализация скрытых президентских полномочий // Конституционные идеалы и ценности в практической демократии: материалы и доклады Между-нар. науч.-практ. конференции. Самара, 2017. С. 168.

19 Краснов М. А. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала президента // Государство и право. 2015. № 1. С. 14, 15.

20 Зуйков В. А. Политика в рамках права: правила игры для Президента // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 25-31.

ШШЖ Комвровв В. В.

УНИВЕРСИТЕТА Скрытые полномочия Президента России: имени O.E. Кутафина(МГЮА) Вопросы теории И практики

Исходя из буквы Конституции России, нормативная структура института президента состоит, во-первых, из норм федеральной конституции, во-вторых, из норм федеральных конституционных законов, в-третьих, из норм федеральных законов, в-четвертых, из подзаконных актов21.

Что можно назвать скрытыми полномочиями: те, которые не названы конституционным текстом (первичные скрытые полномочия) или федеральным законодательством (вторичные скрытые полномочия)? Правомерно ли выделять два уровня скрытых полномочий?

Конституционно закрепленные полномочия Президента России находят механизм своей реализации в федеральном законодательстве. В результате законодатель начал демонстрировать тенденции развития в сторону более четкого определения компетенции и обязательств.

Например, согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»22 публично-правовая компания может быть создана не только на основании федерального закона, но и на основании указа Президента РФ. Помимо этого, за Президентом РФ закреплено право принять решение о создании публично-правовой компании, Президентом РФ определяется срок, может быть закреплено право назначать председателя и членов наблюдательного совета публично-правовой компании и прекращать их полномочия досрочно; реорганизация и ликвидация публично-правовой компании, созданной на основании указа Президента РФ, осуществляются также на основании указа Президента РФ.

На основании указанного Закона Президент РФ получает годовой отчет публично-правовой компании.

Закон закрепляет право Президента РФ своими правовыми актами предусмотреть осуществление отдельных полномочий в отношении публично-правовых компаний. Таким образом, мы видим санкционированное законодательной властью расширение полномочий на основании актов Президента России - санкционированные скрытые полномочия (третий уровень скрытых полномочий).

Есть примеры и иные - расширительные санкционированные законами. Федеральные законы от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"»23 и от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»24 закрепляют полномочия Президента РФ и Правительства в отношении корпорации; полномочия Президента и органов государственной власти Российской

21 Комарова В. В., Магомедов Ш. Б. Указ. соч. С. 79.

22 Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О публично-правовых Т компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодатель- □ ные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 4169. И

23 Федеральный закон от 13.07.2015 № 215-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О Государственной Е корпорации по космической деятельности "Роскосмос"» // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I). Н Ст. 4341. □

СЗ РФ. 2017. № 31 (ч. I). Ст. 4736.

Федерации в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.

Однако объем правомочий, закрепляемых федеральным законодателем в этом механизме, и их расширительные пределы вызывают вопрос о соразмерности в силу риска перекладывания с исполнительной власти на Президента России решения точечных, а не векторных, базовых вопросов, вытекающих из духа Конституции России и содержательного наполнения института президента. Возникают вопросы: это реализация полномочий Президента или прямое вмешательство в деятельность исполнительной власти, санкционированное властью представительной? В этой связи, возможно, целесообразно было бы ввести процедуру одобрения Президентом решений Правительства в той или иной сфере, с тем чтобы не углубляться в ручное управление точечных вопросов.

Возвращаясь к источникам «скрытых» полномочий, отметим, что очевидно их деление на фактические и юридические. К последним отнесем федеральное законодательство, подзаконные акты. В числе последних особое место занимают акты Президента России, направленные:

На создание новых видов актов (поручений). С точки зрения автора статьи, об институционализации скрытых полномочий Президента России можно судить по реально действующему «поручительскому праву» - не только потому, что поручения Президента России сегодня исчисляются многими десятками, но и по имеющейся ответственности за их невыполнение. Ярким примером могут стать Перечни поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденные Президентом РФ 16.03.2018, 05.12.2016 № Пр-2346, 05.12.2014; письмо Минтруда России от 29.01.2018 № 13-5/10/П-546 «О Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с представителями общественных организаций и профессиональных сообществ, оказывающих содействие инвалидам»; поручение Президента РФ от 15.11.2011 № Пр-3400 «Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года» и др.;

Создание новых правовых механизмов, таких как федеральные округа и полномочные представители Президента в федеральных округах (с расширением их организационно-обеспечивающей структуры и полномочий), уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ и некоторые иные, может иллюстрировать расширение полномочий Президента собственными актами. Определенное число нормативных указов Президента издано фактически

в режиме конкурирующей компетенции с законодательной властью и Правительством РФ. Объяснение - особая роль Президента, его обширные полномочия, касающиеся не только исполнительной, но и законодательной власти25.

25 Подобные акты были типичны для конституционных монархий и включались в массив чрезвычайно указного законодательства, основанного на праве главы государства в известных случаях принимать меры и предписывать нормы, относящиеся к компетенции законодательных органов.

ШЖ Комвровв В. В.

УНИВЕРСИТЕТА Скрытые полномочия Президента России: имени O.E. Кутафина(МГЮА) Вопросы теории и практики

Однако согласимся с М. А. Красновым и И. Г. Шаблинским: «.нередко полномочия, установленные в его собственных правовых актах, реализованные через них или закрепленные законодательно, являются всего-навсего конкретизацией конституционных функций (задач) Президента как главы государства или его конституционных полномочий, сформулированных в довольно общем виде. В некоторых же случаях законодатель даже ограничивает Президента, предписывая определенный порядок реализации его конституционного полномочия. Тем более что Конституция в своем тексте порой оговаривает необходимость принятия того или иного закона, который должен конкретизировать полномочия и установить порядок их осуществления»26.

Современная конституционная правовая модель компетенции Президента вписывается в традиции российской власти; по мнению С. А. Авакьяна, как и прежде, государственный механизм стремится воспроизводить свой монолитный характер, а весь бюрократический аппарат замкнут на главу государства.

Значимую роль в институционализации скрытых полномочий Президента страны играет Конституционный Суд России. Его решения и правовые позиции в сфере выявления скрытых полномочий Президента России могут быть рассмотрены «как создающие эффект вторичной конституционализации в российской политической системе в целом»27.

Отчасти возможность вовлечения судебной власти в процесс становления и институционализации скрытых полномочий Президента России прослеживается в буквальном прочтении текста ст. 125 Конституции РФ.

Конституционным Судом РФ в постановлениях от 31.07.1995 № 10-П, от 04.04.2001 № 8-П высказана правовая позиция, согласно которой для случаев, когда деятельность Президента Конституцией не детализирована, а также в отношении полномочий, не перечисленных в ст. 83-89 Конституции РФ, их общие рамки определяются принципом разделения властей и требованием соответствия президентских указов и распоряжений Конституции РФ и федеральным законам.

Примером могут быть и иные решения Конституционного Суда РФ28.

В заключение отметим, что современные авторы приходят к мнению о необходимости конституционализации президентских полномочий, то есть приведения в соответствие с целями, принципами и ценностями, заложенными в Конституции РФ, законодательства и правоприменительной практики, а именно актов

26 Краснов М. А, Шаблинский И. Г Российская система власти: треугольник с одним углом. М. : Институт права и публичной политики, 2008. 231 с.

27 Торнхилл К., Смирнова М. В. Модели вторичной конституционализации в российской политической системе // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 6. С. 34-42.

28 Например, консультации Президента с политическими партиями и кандидатами на долж- а ность высшего должностного лица субъекта: постановление Конституционного Суда РФ

от 24.12.2012 № 32-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений □

федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (предста- И

вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе- ^

рендуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 8062.

правоприменения и политического поведения главы российского государства29. Ряд ученых выступают за принятие закона о Президенте с целью закрепления фактических полномочий Президента30.

В этой связи видится следующее. Назрела необходимость четкого определения критериев: когда принцип пропорциональности, который к настоящему времени занял прочную позицию в российском судопроизводстве и распространяется на нормотворческую деятельность31, находится в непротиворечии с принципом соразмерности, а когда выходит за рамки реализации конституционно определенных президентских полномочий и вторгается в пределы повседневной деятельности органов публичной власти, фактически переключая «в ручной режим управления».

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абаева Е. А. Конституционализация скрытых президентских полномочий // Конституционные идеалы и ценности в практической демократии: материалы и доклады Международной научно-практической конференции. - Самара, 2017. - С. 162-171.

2. Виноградов О. В. Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. - 2008. - № 3 (32). - С. 221-226.

3. Зуйков В. А. Политика в рамках права: правила игры для Президента // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 2. - С. 25-31.

4. Кокотов А. Н. Конституционное право России: курс лекций. - М. : Проспект: Велби, 2008. - 296 с.

5. Колобаева Н. Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации (вопросы теории и практики) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2007. - 30 с.

6. Комарова В. В. Конституционное право: учебное пособие. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 161 с.

7. Комарова В. В., Магомедов Ш. Б. Глава государства, региона Российской Федерации. - М., 1999. - 318 с.

8. Краснов М. А. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала Президента // Государство и право. - 2015. - № 1. - С. 5-16.

29 Абаева Е. А. Конституционализация скрытых президентских полномочий. Конституционные идеалы и ценности в практической демократии. Материалы и доклады 12 Международной научно-практической конференции. Самара. 2017 год. С. 169.; Зуйков В. А. Указ. соч. С. 25-31.

30 Краснов М. А, Шаблинский И. Г. Указ. соч. С. 222-223.

31 Современными авторами предлагается закрепить принцип пропорциональности на уровне федерального закона с целью установления обязательной юридической силы содержательного ядра этого принципа не только для судов, но для законодательных и исполнительных органов государственной власти. См.: Черепанов В. А. О проекте федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. 2014. № 3. С. 109.

Комарове В. В.

Скрытые полномочия Президента России: вопросы теории и практики

9. Краснов М. А., Шаблинский И. Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. - М. : Институт права и публичной политики, 2008. - 231 с.

10. Кутафин О. Е. Глава государства: монография. - М. : Проспект, 2013. - 560 с.

11. Лучин В. О. Указное право в России. - М., 1996. - 51 с.

12. Малиновский В. А. Президент Республики Казахстан: институт, функции и инструменты власти: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Алматы, 2004. - 55 с.

13. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика.- М. : Норма, Инфра-М, 1996. - 240 с.

14. Осавелюк А. М. Конституционное право зарубежных стран. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 575 с.

15. Петрушкина Ю. Д. Полномочия Президента РФ как главы государства // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2013. - № 15. - С. 80-84.

16. Прокофьев В. Н. Полномочия Президента России как гаранта Конституции: история, современность, перспективы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2017. - № 7 (86). - С. 85-89.

17. Современные проблемы организации публичной власти: монография / рук. авт. колл. и отв. ред.: д. ю. н., профессор С. А. Авакьян. - М. : Юстицин-форм, 2014. - 596 с.

18. Торнхилл К., Смирнова М. В. Модели вторичной конституционализации в российской политической системе // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 6. - С. 34-42.

19. Черепанов В. А. О проекте федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. - 2014. - № 3. - С. 105-111.

20. Чиркин В. Е. Глава государства. - М. : Норма: Инфра-М, 2010. - 239 с.

21. Щипанов А. В. Полномочия Президента Российской Федерации: варианты классификаций // Российский юридический журнал. - 2009. - № 6. -

Под функциями Президента РФ следует понимать основные направления его деятельности, вытекающие из особого положения данного органа в системе разделения властей.

Основные функции Президента Российской федерации как главы государства определены в ст. 80 Конституции.

Президент Российской Федерации:

1) является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

2) в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

4) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Рассматривая данную функцию необходимо иметь в виду, что любой государственный орган, осуществляя свои полномочия, должен исполнять Конституцию, соблюдать и защищать права и свободы граждан. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции РФ. Реализуя данное направление деятельности, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов Федерации неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, только перед Президентом ставиться задача охранять устойчивость конституционного строя в целом, и только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

Реализуя данное направление деятельности, Президент имеет право:

Обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ по вопросу о конституционности федеральных законов (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ);

Отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);

Приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции или нарушения прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ);

В своих ежегодных посланиях Федеральное Собрание ориентировать парламент на первоочередное рассмотрение каких-либо законопроектов и др.;

Важной функцией Президента РФ как главы государства является деятельность по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Конституция предписывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ и соответствующими федеральными конституционными законами).

Принципиальной является и функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. По существу ч.2 ст. 80 Конституции РФ определяет, что Президента РФ занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Президенту отводится роль «арбитра» в разрешении споров между ветвями и органами государственной власти. Исходя из этой роли, глава государства вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и во взаимоотношениях органов власти Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст. 80 Конституции РФ на Президента возложена функция определения основных направлений внутренней и внешней политики государства . Традиционными формами осуществления данной функции являются: ежегодные послания Президента Федеральному Собранию РФ, содержащие оценку государственного и общественного развития, а также перспективные цели и задачи; бюджетные послания Президента Правительству; концептуальные указы Президента РФ, публичные выступления.

Одной из характеристик главы государства является наличие представительской функции. Он представляет государство как внутри, так и на международной арене. Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие страны. «Внутреннее представительство» проявляется, прежде всего, во взаимоотношениях главы государства с органами государственной власти субъектов федерации, общественными структурами, населением и т.д.

Пояснение.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету - его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны - в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.

3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).

4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Предмет ведения Государственной Думы:

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor - слушатель - бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

А) представление отчёта об исполнении государственного бюджета - правительство

Б) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности - ГосДума

В) объявление амнистии - ГосДума

Г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами

территории Российской Федерации - Совет Федерации

Д) определение основных направлений внешней политики - Президент

Ответ: 42231.

© 2024 Свой бизнес