Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Возмещение пропущенных постов. Как подсчитать мудды за пропущенные посты? Как возместить пропущенный пост рамадан

[كفارةُ إفسادِ الصومِ]:

Каффара за нарушение поста половым актом

يلزمُ من فسدَ صومهُ في رمضانَ بالجماعِ مع القضاءِ الكفارةُ

Если пост нарушается совершением полового акта, то, помимо восполнения [нарушенного поста], необходима каффара .

وهيَ:

عتقُ رقبةٍ مؤمنةٍ، سليمةٍ منَ العيوبِ المضرةِ، فإنْ لمْ يجدْ فصيامُ شهرينِ متتابعينِ، فإنْ لمْ يستطعْ فإطعامُ ستينَ مسكيناً، فإنْ عجَزَ ثبتَِ في ذمتهِ

Каффара – это:

1) освободить здорового раба-мусульманина без физических недостатков;

2) если это невозможно, то нужно поститься в течение двух месяцев подряд;

3) если это невозможно, тогда накормить 60 бедняков ;

4) если это невозможно, тогда каффара остается на человеке невыполненным долгом.

ولا يجبُ على الموطوءةِ كفارة

Не обязательна каффара женщине, с которой был совершен половой акт.

То, что не нарушает пост

فإنْ فعلَ جميعَ ذلكَ ناسياً، أوْ جاهلاً، أوْ مكرهاً، أوْ غلبهُ القيءُ، أوْ أنزلَ باحتلامٍ أوْ عنْ فكرٍ أوْ نظرٍ، أوْ نزلَ جوفهُ بمضمضةٍ أو استنشاقٍ بلا مبالغةٍ، أوْ جرى الريقُ بما بقيَ منَ الطعامِ في خلالِ أسنانهِ بعدَ تخليلهِ وعجَزَ عنْ مجِّهِ، أوْ جمع ريقهُ في فمهِ وابتلعهُ صِرْفاً، أوْ أخرجهُ على لسانهِ ثمَّ ردَّهُ وبلعهُ، أو اقتلعَ نخامةً منْ باطنهِ ولفظها، أوْ طلعَ الفجرُ وفي فمه طعامٌ فلفظهُ، أوْ كانَ مجامعاً فنزعَ في الحالِ، أوْ نامَ جميعَ النهارِ، أوْ أُغميَ عليهِ فيه وأفاقَ لحظةً منهُ

Если совершил всё это по забывчивости, по незнанию или по принуждению или из-за:

1) непроизвольной рвоты;

2) оргазма в результате поллюции, мысленного или зрительного образа ;

3) попадания внутрь небольшого количества воды при промывании рта и носа , при том, что для омовения используется умеренное количество воды;

4) слюны, в которой содержатся частички пищи, застрявшей между зубов, при условии, что они были оттуда вычищены и нет возможности выплюнуть их;

5) проглатывания собравшейся во рту или на языке слюны (даже если высунул язык, потом вернул слюну обратно), отхаркивания и выплевывания мокроты;

6) выплевывания еды, находящейся во рту в момент наступления рассвета;

7) полового акта, прерванного в момент наступления рассвета;

8) сна в течение дня или пребывания без сознания, при условии, что сознание возвращалось хотя бы раз в течение дня, –

لمْ يضرُّهُ في جميعِ ذلكَ ويصحُّ صومُهُ

– из-за всего этого пост не нарушается.

وإذا أكلَ معتقداً أنهُ ليلٌ فبانَ أنهُ نهارٌ، أو أكل ظاناً للغروبِ واستمرَّ الإشكالُ وجبَ القضاءُ

Если [кто-то] поест, будучи уверенным, что еще ночь, затем выяснится, что был уже день, или поест, думая , что солнце село, а затем не смог определить , то обязательно восполнить [пост].

وإنْ ظنَّ أن الفجرَ لمْ يطلعْ فأكلَ واستمرَّ الإشكالُ فلا قضاءَ

Если же поест, думая, что рассвет еще не настал, а затем не сможет определить , то восполнять не нужно .

وإنْ طرأَ في أثناءِ اليومِ جنونٌ ولوْ في لحظة منهُ، أو استغرقَ نهارهُ بالإغماءِ، أوْ طرأَ حيضٌ أوْ نفاسٌ بطلَ الصومُ

Если в течение дня потерял рассудок , даже на мгновение, или пробыл весь день без сознания, началась менструация или послеродовое кровотечение, то пост нарушается.

[سننُ الصومِ]:

Желательные действия поста

ويندبُ السُّحورُ وإنْ قلَّ، ولوْ بماءٍ، والأفضلُ تأخيرُهُ ما لمْ يخف الصبحَ

1) Является сунной сухур , можно даже ограничиться водой . Чем ближе сухур к рассвету, тем лучше, если нет опасности не успеть закончить есть до рассвета .

والأفضلُ تعجيلُ الفطرِ إذا تحققَ الغروبُ، ويُفطرُ على تمراتٍ وِتراً، فإنْ لمْ يجدْ فالماءُ أفضلُ، ويقولُ: اللهمَّ لكَ صمْتُ وعلى رزقكَ أفطرْتُ

2) Лучше торопиться с разговением, как только убедишься, что солнце село. Лучше всего разговляться нечетным количеством фиников. Если нет фиников, лучше всего водой. После говоришь: «اللهمَّ لكَ صمْتُ وعلى رزقكَ أفطرْتُ» (О Аллах, ради Тебя я постился и пропитанием, данным Тобой, разговляюсь).

ويندبُ كثرةُ الجودِ، وصلةُ الرحمِ، وكثرةُ تلاوةِ القرآنِ، والاعتكافُ سيما العشر الأواخرُ، وأنْ يُفَطِّرَ الصوَّامَ ولوْ بماءٍ، وتقديمُ غُسْلِ الجنابةِ على الفجرِ، وتركُ الغيبةِ والكذبِ والفحشِ والشهواتِ، والفصدِ والحجامةِ، فإنْ شوتمَ فليقلْ: إني صائمٌ.

3) Желательно [в Рамадан] быть особенно щедрым ;

4) улучшать отношения с родными и близкими;

6) совершать и’тикаф в мечети, особенно в течение последних десяти дней [месяца];

7) кормить постящихся после наступления заката, даже если имеется лишь вода .

8) если нарушено полное омовение, совершить гусль до наступления рассвета;

9) избегать злословия, лжи, сквернословия и чувственных удовольствий ;

10) не совершать кровопускание или лечение банками .

11) Если тебя ругают во время поста, скажи ему: «Я пощусь».

Запрещенное и нежелательное во время поста

وتحرُمُ القُبْلةُ لمنْ حركت شهوتهُ

Во время поста запрещены поцелуи тем, у кого они вызывают страсть.

والوصالُ بأنْ لا يتناولَ في الليلِ شيئاً، فلوْ شربَ ماءً ولوْ جرعةً عندَ السحورِ فلا تحريمَ.

Запрещен «висаль» – воздержание от еды и питья между днями поста, но не запрещено, если выпил на сухур [хотя бы] одну пригоршню воды.

ويكرهُ ذوقُ الطعامِ وعِلْكٌ، وسواكٌ بعدَ الزوالِ

Нежелательно пробовать пищу, жевать жвачку и пользоваться сиваком после полудня.

لا كُحْلٌ واستحمامٌ

Не является нежелательным во время поста подводить глаза сурьмой или купаться в бане.

ويكرهُ لكلِّ أحدٍ صمتُ يومٍ إلى الليلِ

Нежелательно хранить молчание в течение дня .

[قضاءُ الصومِ]:

Восполнение пропущенных дней поста

ومنْ لزمهُ قضاءُ شيءٍ منْ رمضانَ يندبُ لهُ أنْ يقضيَهُ متتابعاً على الفورِ

Тому, кто должен восполнять пропущенные дни поста в Рамадан, желательно восполнять их подряд и как можно раньше.

ولا يجوزُ أنْ يؤخرَ القضاءَ إلى رمضانَ آخرَ بغيرِ عذرٍ

Нельзя тому, кто имеет долги по посту, откладывать восполнение их до следующего Рамадана без уважительной причины.

فإنْ أخَّرَ لزمهُ معَ القضاءِ عنْ كلِّ يومٍ مدُّ طعامٍ

Тот, кто отложил восполнение до следующего Рамадана, помимо восполнения, должен отдать по мудду еды за каждый пропущенный день поста.

فإنْ أخرَ رمضانينِ فمدانِ، وهكذا يتكررُ بتكررِ السنينَ

Тот, кто отложил восполнение на два Рамадана вперед, должен два мудда. И так далее, увеличиваясь с каждым годом .

ومنْ ماتَ وعليهِ صومٌ تمكَّنَ منْ فعلهِ، أطعمَ عنهُ عنْ كلِّ يومٍ مدَّ طعامٍ

Если [верующий] умирает, не восполнив посты, которые он имел возможность восполнить, то отдает по мудду еды за каждый день поста .

فصلٌ: [الأيامُ التي يندبُ صومها]:

Желательные посты

يندبُ صومُ ستةٍ من شوالٍ، وتندبُ متتابعةً تلي العيدَ، فإنْ فرَّقها جازَ، وتاسوعاءَ وعاشوراءَ، وأيامِ البيضِ في كلِّ شهرٍ: الثالثَ عشَرَ وتالييهِ، والإثنينِ والخميسِ.

وعشْرِ ذي الحجةِ، والأشهُرِ الحُرُمِ، وهيَ أربعةٌ: ذو القعدةِ وذو الحجةِ والمحرَّم ورجب

Желательно держать пост:

1) шесть дней месяца Шавваль (желательно держать их подряд сразу после праздника , но можно и не подряд);

2) на девятый и десятый день месяца Мухаррам;

3) в «белые» дни каждого [лунного] месяца, то есть тринадцатого числа и два последующих дня;

4) в понедельник и четверг;

5) девять дней месяца Зуль-Хиджа ;

6) в «запретные» месяцы, их четыре: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб.

وأفضلُ الصومِ بعدَ رمضانَ المحرَّم ثمَّ رجبٌ ثمَّ شعبانَ، وصومُ يومِ عرفةَ إلا للحاجِّ بعرفةَ ففطرُهُ أفضلُ، فإنْ صامَ لمْ يكرهْ لكنَّهُ تركَ الأولى

После Рамадана лучше всего поститься в Мухаррам, затем в Раджаб, затем Ша’бан . [Желательно] поститься в день ‘Арафа , кроме совершающего хадж, который находится на ‘Арафате, ему лучше не поститься. Если будет поститься – нежелательности в этом нет, но лучше не поститься.

ويكرهُ صومُ الدهرِ إنْ ضرَّهُ أوْ فوَّتَ حقاً، وإلا لمْ يكرهْ

Нежелательно поститься весь год целиком, если от этого есть вред или мешает выполнять обязательства , если нет – то нет нежелательности .

[الأيامُ التي يحرمُ صومها]:

Дни, в которые запрещено поститься

ويحرُمُ ولا يصحُّ أصلاً صومُ العيدينِ، وأيامِ التشريقِ وهيَ ثلاثةٌ بعد الأضحى

Запретен и недействителен пост в дни праздников и дни ташрика, то есть три дня после [‘Ид] аль-Адха.

ى، ويومِ الشكِّ وهوَ أنْ يتحدَّثَ بالرؤيةِ يومَ الثلاثينَ منْ شعبانَ منْ لا يثبُتُ بقولهِ منْ عبيدٍ وفسقةٍ ونسوةٍ، وإلا فليسَ بيومِ شكٍّ، فلا يصحُّ صومهُ عنْ رمضانَ، بلْ عنْ نذرٍ وقضاءٍ، وأما التطوعُ بهِ فإنْ وافقَ عادةً لهُ أوْ وصلهُ بما قبلَ نصفِ شعبان صحَّ، وإلا حرمَ ولمْ يصحَّ.

В день сомнения, то есть 30-го Ша’бана, в котором кто-то, чье свидетельство не принимается, раб, фасик или женщина, говорит, что видел месяц Рамадана. Если нет , то это не день сомнения. Не действителен пост [в день сомнения] как пост в месяц Рамадан, но [действителен] как пост в исполнение обета или восполнение. Что касается дополнительного поста, то, если в этот день [человек] имеет обыкновение поститься или если постится все дни подряд, начав до середины месяца Ша’бан, [такой пост] действителен. Если нет – то запретен и не действителен ;

ويحرُمُ صومُ ما بعدَ نصفِ شعبانَ إنْ لمْ يوافقْ عادةً ولمْ يصلهُ بما قبلهُ

Запретно поститься во вторую половину месяца Ша’бан, если нет обыкновения поститься, или если постится все дни подряд, начав до середины месяца Ша’бан.

ومنْ دخلَ في صومٍ وصلاةٍ فرضاً -أداءً كانَ أوْ قضاءً أوْ نذراً- حرمَ قطعُهُما، فإنْ كانَ نفلاً جازَ قطعُهُما.

Если кто-то начал держать обязательный пост или совершать обязательный намаз, будь то выполняя своевременно, исполняя обет или восполняя, запретно прерывать его. Если же [пост или намаз] желательный, то можно прерывать .

[Запретно женщине держать желательный пост, если ее муж присутствует, без его разрешения или знания, что он не против (Тахрир аль-Масалик)]

Одно нарушение обязательного поста требует одну каффару. Таким образом, если нарушены два дня поста, то каффара требуется дважды, однако два нарушения в течение одного дня требуют одну каффару (Шарх).

Каждому бедняку по мудду (0,5 л.) еды.

То есть какое-либо действие, нарушающее пост.

Что это нарушает пост – если человек недавно стал мусульманином или живет там, где нет исламских ученых (Шарх).

Но только в том случае, если они обычно не вызывают оргазм, в противном случае [по самому достоверному мнению] пост нарушается (Reliance i1.21(2)).

Во время малого или полного омовения.

После еды при помощи зубочистки и т. п. (Шарх).

Но не на губах (Шарх).

Мы были созданы для поклонения, а пост и есть одно из поклонений, а во-вторых, за пост вознаграждает сам Аллах.

В Куръане вы, наверное, видели много аятов, где сказано о том, что Аллах знает то, что у нас в помыслах, каково наше намерение. А ангелы этого знать не могут, они фиксаторы, они записывают наши деяния, а расчет будет производить Всевышний. Именно поэтому существует мнение, что ангелы не могут знать вознаграждения за пост, так как не знают, постился ли этот человек или нет, с молитвой все ясно, когда человек молится – видно, а пост, как определить его? Стоит обратить внимание на изречение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в котором он сказал: «Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело – будет вознаграждено десятикратно, но может возрасти и до семисот раз».

Всевышний Аллах сказал: «За исключением поста, ибо, поистине, пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, поскольку человек отказывается от удовлетворения своих желаний и еды ради Меня!», это внушает надежду на действительно великое вознаграждение.

Наряду с вышесказанным, пост – это очищение от совершенных грехов. Так, Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду от Аллаха, простятся его прежние грехи», и что немаловажно, это полезно для здоровья. Говоря об этом, Посланник Аллаха изрек: «Поститесь, будете здоровы!»

Рамадан – это некий катализатор, совершенные благие деяния в этом месяце имеют гораздо большую степень вознаграждения, чем они же, совершенные в другие обычные дни. Поэтому большая часть мусульман стараются в месяц Рамадан больше молиться, раздавать милостыню, выплачивать закяты, а состоятельные едут в умру (малое паломничество). Благие дела, совершаемые в рамадан, более вознаграждаемы.

Время поста

Пост соблюдается начиная с рассвета и до захода Солнца на протяжении. Принимать пищу можно до утреннего азана. Но учитывая, что правильность времени с рассветом относительно заходит по тому, которое написано в календарях, прием пищи следует прекратить за 30 минут до восхода Солнца, что уберечься от того, что не испортить уразу.

Основа соблюдения поста заключается в том, чтобы исполнить три основных пункта:

Не есть

Не пить

Не иметь половой близости

Причем все три основы должны выполняться от рассвета до захода Солнца.

Эти пункты относятся к от части к внешнему проявлению поста, однако, нельзя упускать ту часть, что является не видимой для других, но также важной для исполнения для того, чтобы ураза была правильной.

Нужно принять во внимание, что во время поста нельзя сквернословить, враждовать, пустословить и тратить время на бесполезные с точки зрения шариата дела.

Зная основы уразы можно ответить на большинство вопросов, возникающих по теме поста в месяце Рамадан. Однако, некоторые вопросы требуют некоторых объяснений о чем пойдет речь в данной статье.

Что портит пост

Нарушения поста делятся на две группы:

1. То, что нарушает пост и требует его восполнения (каза – это восполнение поста одним днем за один день) и искупления (кафара – это обязательное соблюдение непрерывного поста в течение 60 дней за один день нарушенного поста. Кто не в состоянии искупить пост по причине болезни, немощности, обязан накормить 60 бедняков за один день нарушенного поста).

1) Принятие пищи преднамеренно без каких-либо уважительных причин;

2) Преднамеренно совершенный половой акт.

2. То, что нарушает пост и требует только восполнения:

1) Принятие пищу или лекарства по причине болезни;

2) Принятие пищи по ошибке, то есть, если поел или попил после рассвета, предполагая, что рассвет еще не настал, или же принимал пищу днем, думая, что солнце уже зашло, а оказалось, что еще не зашло. Можно также привести пример, когда человек по ошибке проглотил воду во время совершения омовения;

3) Преднамеренная рвота;

4) Преднамеренное употребление предмета, не являющегося обычной пищей, например, тесто, древесная смола или жевательная резинка;

5) Появление месячных;

6) Семяизвержение во время любовных игр.

Что не портит пост в месяце Рамадан

1. Купание. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, советовал «обливаться во время поста из-за жары или жажды» (Приводится у Ахмада, Малика и Абу Давуда). Если же вода непроизвольно проглатывается, то это не нарушает пост.

2. Использование сурьмы. Анас передал, что Пророк, обычно использовал сурьму во время поста.

3. Целовать жену или мужа при условии сохранения контроля над собой. Аиша передала, что Пророк, обычно целовал ее и прикасался к ней во время поста.

5. Сглатывание того, чего невозможно избежать (например, собственной слюны или уличной пыли и т.д.)

6. Пробование пищи при покупке (или при приготовлении пищи) кончиком языка.

7. Нюхать цветы или использовать духи и т.п.

9. Можно продолжить свой пост даже будучи в джунуб (Джунуб – состояние осквернения, после полового сношения и до купания). Также женщина после окончания менструации или послеродового периода может начать поститься, если кровотечение прекратится ночью (в любое время до заката). Во всех вышеперечисленных случаях купание может быть отложено до следующего утра, и пост будет действителен.

10. Тот, кто забудет, что постится, и начнет есть или пить. Большинство ученых говорили, что в этом случае пост не портиться и является действительным. Доводом являются слова Всевышнего Аллаха «О Господь наш не взыщи с нас если мы забыли или ошиблись».

11. Непроизвольная рвота. Пророк, сказал: «Если у кого-либо непроизвольная рвота, его пост не нарушается, и он не должен возмещать (этот день). Но если кто-либо намеренно вызывает у себя рвоту, то он должен восполнить (этот день)». (Приводится у Ахмеда, Абу Давуда, Ат-Тирмизи и Ибн Маджах). В любом случае весь остаток дня после рвоты мусульманин должен поститься.

Когда можно восполнять пропущенные дни поста в месяце Рамадан?

Особых установлений в исламе, которые касаются особых дней для возмещения поста нет. Но следует учесть, что самое лучшее решение это восполнение пропущенных дней в самые быстрые сроки в самое лучшее время для пропустившего дни. Например, если человек пропустил месяц Рамадан по болезни, то лучше всего ему, в силу особенностей болезни, возместить дни в зимнее время, когда особого труда поститься для человека не составит. Если человек не может поститься и в зимнее время, то в таком случае ему нужно накормить бедняков за каждый пропущенный день.

Всевышний Аллах говорит в Куръане: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» Куръан, сура «Бакара», 185 аят. Инвалидам, старым и больным людям, у которых не ожидается выздоровления и улучшение состояния, как, например: больные астмой, сахарным диабетом, разрешается заменять пост кормлением бедных (в соответствии накормить одного бедного за один день пропущенного поста). В понятие «накормить» в мусульманском законодательстве означает либо утром, либо вечером.

Женитьба в месяце Рамадан

Можно жениться в месяце Рамадан, однако, в светлое время суток нельзя устраивать застолье и иметь половой близости новобрачным. Запретов на совершение никаха между двумя гаетами тоже нет.

Рамадан и беременность

Женщина может держать уразу во время беременности. Но если ураза становится причиной недомогания, бессилия или недостаточного питания ребенку, а также у кормящей женщины есть страх потери молока или сил, то в этом случае разрешается им не поститься на основании правила исламского законодательства: «О недопустимости причинения вреда и тяжких последствий». Но они обязательно должны восполнить пост после рождения ребенка, а также вскармливания его - день за день пропущенного поста. Также надо отметить, что не обязательно соблюдать последовательность в восполнении поста. Об этом свидетельствуют слова Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Можно не учитывать последовательность в восполнении поста, так как Всевышний Аллах говорит в Куръане «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (то есть Аллах не указал, что надо соблюдать последовательность пропущенных дней по указанным причинам. Можно, сначала попоститься один день, а через неделю - другой пропущенный день месяца Рамадан). Куръан, сура «Бакара», 185 аят. Тоже касается женщины, которая не держала пост несколько лет по причине последовательных родов и кормлений. Ибрахим Ан-Нахги говорил: «Если даже наступит второй рамадан, то надо обязательно держать оба поста (обязательный и восполняемый), и нельзя заменять пост кормлением бедных. Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «Бывало так, что я могла восполнить пост только в месяце Шагбан». Раздел «Восполнение поста», «Сахих Бухари», хадис №1849, Сахих Ибн Хиббан, хадис № 3516.

Положение беременных и кормящих женщин приравнивается к положению путника и больного (временное разрешение прерывания поста по причине трудности), поэтому им обязательно следует восполнять пост, когда бы ни было и нельзя заменять пост кормлением бедных, как путнику.

Интимные отношения в месяце Рамадан

Если вы читали об основах поста, то запрет, как вы поняли, на половую близость распространяется на светлое время суток месяца Рамадан. В ночное время супругам разрешено иметь интимную близость без ограничений, но в рамках разрешенных шариатом.

Забеременеть в Рамадан

Запретов на беременность (наступление в этом месяце) в исламе нет. Напротив, некоторые пары, у которых не получалось забеременеть в обычные месяцы, беременели именно в этот месяц. Связать это можно с усердным поклонением в месяце Рамадан и с ниспрашиванием прощения за грехи.

Поллюция в Рамадане

Семяизвержение, произошедшее во сне, поста не портит, даже, если оно случилось в дневное время.

Месячные в Рамадане

Женщина во время месячных не может поститься – запрещено. Хотя есть методы отсрочки наступления месячных при помощи принятия таблеток. Этот вариант возможен, хотя стоит оставить все как есть, потому как в этом случае, даже не постясь, женщина исполняет повеление Всевышнего, за что получит награду.

Курение в Рамадане

Курение нарушает пост, и действие это не подобает мусульманину. Если раньше можно было говорить о том, что курение не может быть расценено как харам, то сейчас, когда на пачках сигарет написано, что курение убивает или является причиной рака, можно с уверенностью сказать, что курение – харам. Так как наносит урон здоровью, вплоть до летального исхода.

Уколы (инъекции) в Рамадане

Инъекции делятся в таком случае на уколы витаминные и уколы прочего назначения, например, обезболивающее. Уколы с витаминами и глюкозой портят пост, а уколы необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности или обезболивающие разрешены и поста они не портят.

Смерть до возмещения пропущенного поста

Если человек умер до того, как ему представилась возможность совершить возмещение пропущенного поста, то за него положено дать фидию (особенно, если это завещал скончавшийся), или пищей, или суммой денег, которую установил казый для определенного региона.

Что совершать нежелательно во время поста?

1. Не желательно находиться продолжительное время в воде или бане, так как есть вероятность по¬падания воды в организм;

2. Не заниматься любовными заигрываниями (объятия и поцелуи);

3. Не полоскать горло;

4. Не совершать кровопускание, так как это может ослабить человека настолько, что ему придется прервать пост;

5. Не пробовать пищу на вкус.

6. Не глотать свою слюну, предварительно накопленную во рту

Что желательно совершать во время поста?

Совершение намаза таравих коллективно. Совершается она после обязательной ночной (Иша) молитвы.

Соблюдение Сухура (принятие пищи перед рассветом). Даже, если кушать не хочется, лучше всего выпить хотя бы пару глотков воды. Посланник Аллаха, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в это время благодать» (Бухари);

Как можно быстрее разговеться. Посланник Аллаха сказал: «Люди будут пребывать во благе до тех пор, пока будут спешить с разговением» (Бухари);

При разговении желательно обратиться к Аллаху с мольбой. Передают, что Абдуллах б. Амр рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Молитва постящегося, когда он разговляется, не отвергается».

Как можно больше совершать молитв и как можно чаще обращаться к Аллаху;

Больше времени посвящать чтению и изучению Священного Куръана. Посланник Аллаха больше всех читал Куръан, особенно в месяце Рамадан (Бухари).

Благодарить Аллаха за возможность соблюдения поста во время Рамадана.

Подготовил Абдуссабур Хайрутдинов

.

Определение

Пост (Саум, Ураза) с шариатской точки зрения – это воздержание от еды, питья и сексуальных отношений в течение времени от рассвета (субху с-садык) до захода солнца.

Какие существуют виды поста в шариате:

Фард (обязательные) посты

Обязательный пост в определенное время:

1.Пост в течение месяца Рамадан.
2. Пост по обещанию (если был дан обет (назр) держать пост в определенный день).

Обязательный пост в неопределенное время:

1. Восполнение пропущенных во время Рамадана постов.
2. Восполнение постов по обещанию.

Ваджиб-посты

Пост, который был прерван по какой-то причине, будет ваджибом восполнить.

Суннат-посты

Все посты, которые держал Пророк (мир ему и благословение) и которые поощрял соблюдать других:

1) Пост в день Ашура (вместе с днем перед ним и после него).
2) Шесть дней поста в месяце Шавваль.

Мустахаб (желательные посты):

1) Пост каждый понедельник и четверг.

2) Пост в т.н. «белые дни» — 13, 14 и 15-ого числа каждого лунного месяца.

3) Пост в день Арафа (9-ого числа месяца Зуль-хиджжа).

Макрух (нежелательные) посты

1) Держать пост только в день Ашура (не прибавляя к нему еще один день).

2) Держать пост только в субботу (не прибавляя к нему еще один день).

3) Держать пост только в пятницу.

4) Держать пост в день сомнения (когда неизвестно, является ли он 30-м числом Шаабана или 1-м числом Рамадана – допустим, из-за облачной погоды, когда не видно луны).

5) Непрерывный пост (без ифтара, несколько дней подряд).

Харам посты (когда держать пост запретно):

1) Пост в два праздника Ид (один день праздника Идуль-фитр и три дня праздника Идуль-адха).

2) Пост в дни ташрика (11, 12, 13 числа зуль-хиджжа).

Условия, когда пост становится обязательным для человека:

2. Достижение совершеннолетия (по шариату).

4. Знание об обязательности поста – для человека, принявшего Ислам в немусульманской стране, где у него мало возможностей получать знания по Исламу.

Условия для действительности поста

1. Воздерживаться от еды, питья и сексуальных отношений от рассвета до захода солнца.

2. Выразить намерение на пост.

3. Отсутствие религиозных препятствий к соблюдению поста: женщинам, в частности, быть свободными от месячных/ послеродовых кровотечений.

1.Душевнобольные и умственно-отсталые люди.

2.Дети, не достигшие совершеннолетия.

3. Путники (люди, которые выехали за пределы своего населенного пункта более, чем на 88 км и собираются оставаться в месте пребывания не более 15 дней).

4. Больные люди (которые могут восполнить пост позже).

5. Беременные женщины или кормящие матери, которые опасаются за свое здоровье или здоровье ребенка.

6. Женщины с месячными или послеродовыми кровотечениями.

7. Старые люди или имеющие хронические болезни (у которых мало надежды, что они смогут восполнить пост):

1) В этом случае им следует выплатить компенсацию за каждый пропущенный день поста, с намерением, что если они когда-то выздоровеют, им следует возместить все пропущенные посты.

2) Если человек беден, он должен просить у Аллаха прощения за невозможность держать пост.

Фидия-садака (за 1 день поста) эквивалентна тому количеству продуктов (или денег), которое выплачивается в день Ид (садака аль-фитр): стоимость 2,5 кг какого-то распространенного в данной местности продукта (риса, пшеницы, ячменя, гречки) (В России составляет от 100 до 300 рублей, в зависимости от возможностей человека – соответственно, фидия-садака за 30 дней Рамадана составит от 3 до 9 тыс. рублей ).

3) Если человек умирает от болезни, не выплатив фидия, то его наследники не обязаны выплачивать фидия от его имени.

4) Если его состояние улучшается, то ему следует оставить завещание (об этом), если он умрет, не написав завещания, его наследники не обязаны выплатить фидию от его имени.

5) Если он оставил завещание, его наследники обязаны выплатить фидию (но не более 1/3 его имущества).

6) Наследники не могут возмещать пропущенные обязательные посты или намазы от имени умершего родственника.

7) Они могут раздать еду (или деньги) от имени умершего человека в качестве садака.

Действия, которые делают пост недействительным:

Они делятся на две категории: 1) Когда есть обязанность лишь возместить пропущенный пост, 2) когда нужно возместить пост и еще сделать каффара за пост.

Когда када (возмещение) и каффара будут обязательными:

1) Съесть или выпить что-то во время дня поста (кроме случаев, когда человеку резко становится плохо без еды или воды, или он должен выпить лекарство).

2) Вступить в сексуальные отношения во время дня поста, независимо от того, произошло ли семяизвержение или нет.

3) Намеренно курить или вдыхать дым от благовоний.

Ситуация, когда нужно лишь возместить пост без каффары:

1) Съесть или выпить вещества, которые не являются едой в обычном смысле (к примеру, съесть стекло или выпить мочу коровы).

2) Прервать пост вследствие сильного голода или жажды (когда человек чувствует, что ему станет плохо, если он не прервет пост).

3) Принять лекарство вследствие ухудшения болезни.

4) Есть, пить, курить, вступать в сексуальные отношения после рассвета по ошибке, находясь в заблуждении, что еще не рассвело. Точно так же не требует каффары совершение этих действий перед наступлением магриба, когда человек думает, что солнце уже зашло.

5) Когда человек нарушает пост после неумышленнных еды, питья или сексуальных отношений, думая, что его пост нарушен.

6) Если человек проглотит кусочек пищи, застрявший между зубами, размером больше горошины.

Если кусочек пищи вынимается изо рта, а затем помещается обратно в рот, пост нарушается, независимо от его размера.

7) Случайное проглатывание воды вследствие усиленного полоскания рта или носа.

8) Семяизвержение вследствие поцелуев или объятий с женой (иных действий, кроме супружеских сношений).

9) Мастурбация.

10) У женщины начались месячные или послеродовое кровотечение во время дня поста.

11) Умышленное вызывание рвоты (и она заполнила рот).

Вещи, которые не нарушают пост:

1) Еда, питье, курение или вступление в интимные отношения по забывчивости.

2) Случайная рвота.

3) Использование крема, масла, косметики или иных веществ, которые наносятся на кожу.

4) Купание.

5). Инъекции, анализы крови или хиджама.

6). Быть в состоянии большого осквернения после рассвета.

7) Чистить зубы зубной пастой.

8) Проглатывать кусочки пищи, застрявшие между зубами, размером меньше горошины.

9) Вдыхание дыма или пыли ненамеренно.

10) Поцелуи между супругами или иные игры, если нет опасности, что они могут привести к близости или семяизвержению.

11) Семяизвержение, которое произошло при взгляде на супругу

Действия, которые считаются макрух (нежелательными) во время поста

1.Жевать нечто, что не имеет вкуса, к примеру, жевательную резинку.

2. Пробовать еду на вкус во время приготовления пищи.

3. Собирать слюну во рту и проглатывать ее в большом количестве.

4. Пользоваться зубной пастой (поскольку есть опасность проглотить ее).

5. Сплетничать, устраивать ссоры и сквернословить.

Действия, которые считаются мустахаб (желательными) во время поста

1.Открывать пост сразу после азана.

2. Задерживать сухур до последней части ночи.

3. Делать как можно больше благих дел.

4. Отвечать тем, кто ищет ссоры, «Я держу пост».

6. Открывать пост водой и финиками.

Каффара

Каффара – это штраф за намеренное совершение действий, которые нарушают пост в Рамадан: еда, питье, вдыхание дыма и вступление в интимные отношения. За нарушение какого-либо иного вида поста, помимо поста в Рамадан, каффара не налагается, даже за нарушение поста во время возмещения обязательного поста месяца Рамадан. Каффара не налагается, если человека вынудили нарушить пост в Рамадан или (хотя пост нужно будет, тем не менее, восполнить).

Каффара возмещается в следующем порядке:

1.Необходимо отпустить на волю раба. Поскольку рабство запрещено в большинстве стран мира, данное действие для большинства мусульман невозможно совершить, однако, следует помнить, что в шариате существуют механизмы, подобные этому, которые побуждают владельцев рабов отпускать их на волю.

2. Поститься 60 дней без перерыва.

3. Накормить 60 бедняков двумя видами пищи (или заплатить эквивалентное денежное возмещение).

Согласно мазхабу Абу Ханифы, каффару нужно возмещать именно в данном порядке, так что денежное возмещение дозволено отдавать лишь тем людям, которые не в состоянии держать пост 60 дней подряд (например, по болезни).

Таравих

1.Таравих считается сунной муакада (сильно желательной сунной).

2.Он состоит из 20 ракаатов согласно единогласному мнению (иджма) сподвижников.

3. Если человеку сложно совершить 20 ракаатов намаза, для него будет предпочтительным совершить только 8 ракаатов, чем вообще оставить этот намаз.

4. Если человек вообще не в состоянии совершить даже 8 ракаатов, он может не совершать этот намаз. Када (восполнение) за него не нужно.

Да поможет Аллах всем мусульманам продержать пост в Рамадан и сделает его благословенным. Амин.

ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ ПОСТОВ Лица, пропустившие пост в месяц рамазан, подразделяются на несколько категорий 1. Это те, кто нарушил пост, совершив половой акт. На эти лица возлагается каффарат (штраф) вместе с обязательством его возмещения. Каффаратом является соблюдение поста в течение двух месяцев без перерыва. Если нарушится хоть один пост, даже если он последний, то отчет нужно начинать заново, даже несмотря на уважительную причину, к примеру, забыл прочесть намерение перед рассветом или заболел и т. д. В намерении следует отмечать, что этот пост – каффарат. Следует также отметить, что если в месяц рамазан совершением полового акта было нарушено 2 дня поста, то возлагается 2 каффарата, т. е. поститься надо 4 месяца по 2 непрерывно, и так сколько нарушено дней – столько каффаратов. Также надо знать, что если половым актом нарушен обязательный пост не в месяц рамазан, а в другой день, как, к примеру, нарушить совершением полового акта обязательный пост, идущий в качестве возмещения, то каффарат в этом случае не налагается. Возмещающий пост, который обязуется за тот, который нарушен совершением полового акта, в каффарат не входит. Его нужно держать отдельно. Если человек не может держать пост-каффарат, т. е. 2 месяца подряд, по состоянию здоровья, то нужно накормить 60 бедняков. «По состоянию здоровья» рассматривается здесь как неспособность поститься 2 месяца подряд. Каждому из бедняков необходимо отдать по одному мудду (600 г) зерна. 2. Особенно выделяется вторая категория лиц, пропустивших пост в месяц рамазан, – это те, на которых не возлагается обязанность возместить пост, а лишь выплатить за каждый пропущенный пост один мудд (600 г) пшеницы в пользу бедных. Это не способные поститься старики и безнадежно больные, с хроническими заболеваниями. Но если в какое-то время года они могут поститься, то в этом случае они все равно не должны возмещать пост, т.1к. им не было обращения в таких случаях от шариата. Определить неспособность держать пост нужно у одного или двух врачей. 3. Третья категория – это женщины, имеющие грудных детей, или беременные, пропустившие пост из-за беспокойства за жизнь ребенка. Беспокойством за жизнь ребенка считается то, когда велик риск выкидыша или может кончиться грудное молоко, вследствии чего ребенок может умереть или сильно ослабеть. В этом случае женщина должна возместить пост и выплатить в пользу бедных по одному мудду пшеницы. Но если женщина пропустила пост из-за страха за свое здоровье или за свое и за ребенка вместе, то она должна лишь возместить пост без выплаты мудда. По шариату беременным и кормящим женщинам является дозволительным прерывать пост по вышеназванным причинам, более того, если риск велик, пропустить пост является обязательным. Также разрешается прерывать пост женщине, которая бесплатно кормит чужого ребенка, и той, которая кормит за плату. 4. Четвертая категория – это те, которые обязаны лишь возместить пропущенный пост: а) женщины, которые пропустили пост по причине менструального цикла или послеродовых выделений. Этим женщинам держать пост является харамом, но они должны после месяца рамазан возместить пропущенные в те дни посты в обязательном порядке; б) путники. Человеку, находящемуся в сафаре, дозволяется прервать пост, даже если он не испытывает затруднений в пути. Но следует учесть, что после месяца рамазан он должен будет его возместить без штрафа; пропустившие пост по причине потери сознания, опьянения по своей вине, сумасшествия, голода, жажды или тяжелой работы. 5. Пятая категория лиц – это те, кто пропустил пост без какой-либо причины. Они обязаны сразу же при завершении месяца рамазан без откладывания возместить пост. Воздержание от того, что нарушает пост, в оставшийся день им также обязательно. Штраф за невозмещение постов до наступления следующего рамазана Те лица, которые должны возместить пост, если не возместят его до наступления следующего рамазана, обязаны выплатить штраф один мудд за каждый не возмещенный день. Исключением является, если до наступления следующего рамазана по причине, которая в шариате считается уважительной, не смог возместить. Если не возместить и до второго рамазана, то добавляется еще по одному мудду за каждый не возмещенный пост. Выплачивание штрафов Штрафы выплачиваются муддами пшеницы, т. е. из основного продукта питания данной местности, тем, кому по шариату положен закят. Но, следуя мазхабу имама Абу Ханифы, дозволяется выплатить штраф деньгами, оценив его стоимость. При этом надо заранее совершить намерение, что в выплате штрафа вы следуете мазхабу имама Абу Ханифы, плюс к этому надо учесть, что по мазхабу имама Абу Ханифы все штрафы выплачиваются по полсаха. Сиражудин КУРБАНОВ http://assalam.ru/content/story/980

Сообщается что Муаза бинт Абдулла Аль-Адавия (да окажет ей Аллах свою милость) сказала: «Я спросила Аишу (да будет доволен ею Аллах): «Почему женщина после месячных должна восполнять пост и не должна восполнять намаз?», она спросила: «Ты что из Харуры?» , я ответила: «Нет, я не из Харуры, но я просто спрашиваю». Тогда Аиша сказала: «С нами случалось тоже самое , и нам было велено восполнять [пропущенные] дни поста, и не было велено восполнять намазы». (Хадис привели Аль-Бухари и Муслим)

В версии Ат-Тирмизи, сообщается что Муаза спросила Аишу (да будет доволен ею Аллах): «Должны ли женщины восполнять свои намазы, пропущенные во время месячных?», на что она сказала: «Ты что из Харуры? У наших женщин случались месячные, но нам не было велено восполнять намазы».

Сообщается что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Во время жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) у нас были месячные, потом мы очищались, тогда он велел нам восполнять пост и не велел восполнять намазы». Этот хадис привел Ат-Тирмизи и сказал, что это хороший (хасан ) хадис, затем сказал: «По мнению всех ученых, надо поступать так, как говориться в хадисе, и мы не знаем какого-либо разногласия в этом. Женщина после месячных обязана восполнять пост, но не должна восполнять намазы» .

Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила Муазу: «Ты что из Харуры?» , показывая, что этот вопрос ей не понравился. Харуриты – это одна из сект хариджитов, название их происходит от названия селения Харура, в котором они собрались. Это селение находится неподалёку от Куфы, из этого места хариджиты впервые выступили против власти праведного халифа Али (да будет доволен им Аллах). Хариджиты проявляли чрезмерную жёсткость в вынесении решений, некоторые из них говорили об обязательности восполнения намазов, пропущенных женщинами по причине месячных. В этом вопросе они противоречили Сунне и единогласному мнению учёных (иджма ). Аиша задала Муазе подобный вопрос, показывая своё неодобрение, и для того, чтобы убедиться не относится ли Муаза к числу хавариджей .

Из этих хадисов мы унаем о следующем :

1. Чрезмерная и необоснованная строгость запрещены в религии. Мусульмане обязаны руководствоваться только Кораном и Сунной и поклоняться Аллаху в согласии с ними, также они должны пользоваться облегчениями, которые Всевышний сделал для своих рабов. Наряду с этим Шариат запретил использовать уловки для того, чтобы избежать выполнения приказов Аллаха. Лучший вариант – это держаться середины и действовать в соответствии со всеми шариатскими предписаниями, а не выбирать из них только те, которые по душе человеку.

2. Дозволено делать порицание тем, кто переходит установленные границы Религии, но делать это необходимо такими методами, которые приводят к положительным результатам, а не создают ещё бо́льших проблем.

3. Самым главным основанием и мотивацией для выполнения законов Шариата является приказы Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Аиша (да будет доволен ею Аллах) именно так обосновала свои слова, ответив Муазе, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписал восполнять пост и не предписывал восполнять намазы. Если бы восполнение молитв было обязательным, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел бы им делать это. Потому что он был самым искренним советником для своей общины и не оставил ни одного вопроса, не объяснив его полностью . Следуя примеру Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), каждый мусульманин должен быть покорным, смиренным перед Аллахом, он должен возвеличивать Его Шариат и не преступать границ, установленных Кораном и Сунной. Следуя Шариату, мусульманин должен выполнять свои обязанности; следуя Шариату, мусульманин должен отстраняться от запретного, даже если он не понимает, в чём заключается суть, мудрость того или иного законоположения.

4. Если ученый подумал, что человек задаёт вопросы с целью придраться или поставить его в неловкое положение, спрашивающему следует объяснить, что он действительно хочет получить знание, как это сделала Муаза, которая сказала: «Нет, я не из Харуры, но я просто спрашиваю» . В таком случае учёный обязан дать ответ на поставленный вопрос, подкрепив его доказательствами, устраняющими сомнения, как сделала Аиша (да будет доволен ею Аллах).

5) Ибн Абдульбарр (да окажет ему Аллах свою милость) сказал: «..и это является единым мнением всех ученых (иджма); что женщина должна оставить пост во время месячных, но затем должна его восполнить, но не должна восполнять намазы, в этом нет ни каких разногласий, хвала Аллаху. Если мусульмане пришли к общему согласию в каком-то вопросе, то это является Истиной неприемлющей никаких поправок».

6. Освобождение женщины от восполнения намазов после месячных, указывает на великодушие и легкость Шариата. Это является милостью Аллаха к женщинам, потому что намазы должны совершаться регулярно и их восполнение было бы затруднительным для женщин. Поэтому мусульманки должны благодарить Всевышнего за это облегчение.

7. Если женщина очистилась от месячных сразу после восхода солнца, то пост этого дня не засчитывается, и она должна восполнить его, т.к. рассвет застал её в то время, когда у неё ещё были месячные.

8. Если у женщины начались месячные перед заходом солнца, то пост её не действителен, и она должна восполнить этот день.

9. Если у женщины начались месячные сразу после захода солнца, то пост её действителен.

10. Если днём женщина почувствовала подступы менструальной крови или соответствующие боли, но кровь вышла только после захода солнца, то её пост действителен.

11. Из хадиса можно сделать следующий вывод: если человек заболел, но у него есть силы держать пост, то он может оставить пост, если это утомляет его или грозит осложнением болезни. Ведь нельзя сказать, что женщина во время месячных абсолютно не способна держать пост, однако соблюдение поста в тягость ей из-за выделения крови, а выделение крови – это своего рода болезнь .

“Избранные хадисы о Рамадане”
Ибрахим Мухаммад Аль-Хукайль
Перевел Абу Ясин Руслан Маликов для сайта “ “

© 2024 Свой бизнес